Пятница, 26.04.2024, 15:57
Сайт Олега Рубанского
Главная | RSS
Друзья сайта
  • Журнал "ДЖАЗ" Украина


  • Татьяна Рубанская – официальный сайт исполнителя авторской песни
    (однофамилец, город Ростов-на-Дону)
  • Форма входа
    Категории раздела
    Мои статьи [21]
    Поиск
    Мини-чат
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Главная » Статьи » Мои статьи

    «Остров» духовного возрождения…
    «Остров» духовного возрождения…

    «Ваш фестиваль – это остров духовного возрождения и толчок к глубоким мыслям…» – эти и другие хорошие слова с несомненной искренностью сказала женщина, позвонившая мне через два дня после окончания фестиваля… В те дни моей организаторской суеты, я, слыша слова поддержки, мог лишь ненадолго остановиться, чтобы поблагодарить, запомнить. А несуетную, наиболее полную благодарность, важность таких эпизодов и, к примеру, вот такой трактовки, как приведённая выше, ощутил лишь сейчас, когда нужно чем-то настоящим и живым «зацепиться» за начало статьи…
    С 15 по 17 мая в Днепровском районе Киева в Школе Джазового и Эстрадного Искусств и ещё в нескольких «островных» местах нашего творческого столичного архипелага проходил Пятый Международный Фестиваль Авторской Песни и Поэзии «Остров» имени Довлета Келова.
    Вообще-то объяснять жанр Авторской Песни, разнообразие форм её жизни – от подножий до вершин – перед искушёнными читателями журнала «Джаз», наверное, было бы некорректно. Замечу лишь, что, по большому счёту, Музыкально-поэтическое творчество в лучшем своём качестве превращается в большое искусство и опирается на великие образцы мировой культуры. Неугомонный Франсуа Вийон и Шуберт, впервые, пожалуй, мастерски соединивший высокую поэзию (Гёте, Шиллер, Гейне…) с расслышанной в ней музыкой… Окуджава, Визбор, Высоцкий, Никитин (вписывайте, вписывайте имена!)… – это наш мощный, питающий и оживляющий берега, поток, вобравший в себя горние истоки, вливающийся в океан, где и Рейн, и Днепр, и Волга…
    Поэтому бытующее где-то мнение о примитивности авторской песни, как говорится, не про нас и не о наших ценностях. Никакой «тусовки» и дешёвых хохм со сцены! Фестиваль «Остров» показал высокий эстетический уровень, оказался богатым на настоящих мастеров музыкально-поэтического слова, талантливых конкурсантов-учеников, проходивших через творческие мастерские, и зрителей – интеллигентных, отзывчивых, мудрых.
    Вот вспомнился вдруг Зиновий Гердт, поведавший в одном из своих интервью, как дедушка Авторской Песни Александр Вертинский сказал (воспроизвожу по памяти): «Талант, дорогой Гердтушка, это только лишь мандат на право входа туда, где сидят мастера…». Большой труд и многолетняя верность выбранному пути, ответственность перед теми, кто однажды в тебя поверил, обязательно приведут вас, друзья-соратники, принявшие участие в конкурсной части фестиваля, к тем вершинам, где у певцов и живописцев, музыкантов и создателей передовых технологий – общий язык для понимания. Просто у каждого мастера – свой путь и средства для выражения мыслей и чувств.
    Выступление на сцене Школы Джазового и Эстрадного Искусств – всегда проверка на мастерство и большая ответственность. А ещё может возникать мысль о том, совместимы ли ауры Джаза и Авторской Песни. Впрочем, лично я в этой совместимости не сомневался. Общего – много! Свобода в общении и единственность каждого исполнения – только здесь и только в это время, обязательная нацеленность на атмосферу сотворчества, близкий контакт между исполнителем и слушателем, требование небанальности и интеллекта, особая эстетика и сложный синтез множества средств для передачи идеи и содержания… А ещё: на разных джазовых мероприятиях я замечал, как ищет Поэзию Джаз и, с другой стороны, знаю многих мастеров авторской песни, использующих в музыкальной составляющей своего творчества интонации и стилистику джаза, без чего не обошлось и на этом песенном форуме. Кстати: два дня в антрактах упорядочивал мысли и чувства зрителей, взволнованных высокой поэзией, известный киевский джазовый пианист и, что тоже важно, скромный и добрый человек Михаил Самохвалов.
    И вот ещё знак – в послефестивальный понедельник встретился мне у входа в Джазовую Школу Валерий Павлович Титаренко, шеф-редактор журнала «Джаз», посетивший фестивальные концерты, и предложил написать статью о фестивале.
    «Это было здорово, Олег, высокий уровень, – сказал Титаренко, – и ещё мне понравились «репризы» – ведение концертов, представление участников…».
    «Ведущие импровизировали. По ситуации и от души. Тут, как и в джазе, всё должно быть честно».
    Поэтому я с Вами здесь, уважаемый читатель, и мы беседуем не спеша, импровизируя на заданную тему.
    «Остров» (первоначально – «Жуков Остров») – это фестиваль Памяти, истории киевской (и не только) Авторской Песни, поэзии, традиций творческого общения в концертных залах и на природе у костра. Проводится ежегодно в середине мая.
    Основан фестиваль в 2005 году. Возникновение «Острова» связано с именем Довлета Келова (1955 – 2004) – киевского барда, руководителя Клуба Авторской Песни «Арсенал».
    Довлет Довлетович Келов родился 9 мая 1955 г. в Туркмении. В школьные годы жил в Ашхабаде.
    В 1972 г. Довлет приехал в Киев и стал студентом Института Инженеров Гражданской Авиации. После окончания института работал в аэропортах, затем на заводе им. Лепсе, в НИИ, имел патенты на изобретения, в 2000х годах занимался предпринимательской деятельностью. Талантливый инженер-изобретатель, Д.Келов был всесторонне одарённым человеком, хорошо знал историю славянских и азиатских народов, изучал их культурное наследие, любил высокую поэзию, что вдохновляло его и на собственные творческие поиски. Поэтому жанр Авторской Песни, опирающийся на первичность высокохудожественного слова, был сознательным выбором для Д.Келова. Уже имея определённые творческие наработки как поэт, он в начале 1980х годов приходит в киевский Клуб Авторской Песни «Арсенал» и вскоре становится известным автором-исполнителем в жанре АП в Киеве и за его пределами, неформальным лидером клуба, опекуном и камертоном для молодых. Именно его подсказки и замечания помогали взрослеть многим авторам. В непростые 1990е, когда Авторская Песня переживает кризис, именно он, Довлет, становится руководителем «Арсенала», придумывает знаменитый арсенальский концертный подвальчик. Это именно он был организатором четырёх Всеукраинских фестивалей Авторской Песни… В историю АП Довлет Келов вошёл как автор песен высокого уровня и один из наиболее авторитетных подвижников жанра, благодаря которым песня приходит к слушателям, открывает новые имена и воспитывает молодёжь в духе человеческого достоинства и правды в противовес ограниченности и лжи. Именно на работу с молодёжью в первую очередь были направлены усилия Д.Келова как руководителя Клуба Авторской Песни.
    Довлет умер от сердечного приступа 17 января 2004 года.
    В память о Д.Келове стараниями друзей, почитателей его личности и творчества изданы звуковые альбомы его авторских песен, первая книга его стихов и в 2005 году основан Фестиваль Авторской Песни и Поэзии «Жуков Остров» имени Довлета Келова. Фестиваль поставил своей задачей то, что было наиболее важным и для Довлета – популяризацию лучших традиций Музыкально-поэтического творчества, представление жанра перед киевской общественностью на высокохудожественном уровне, помощь начинающим авторам-исполнителям, сохранение памяти о тех, кто создавал историю жанра, чьи имена не подлежат забвению.
    Так, кроме выступлений лучших конкурсантов и гостей, на фестивале в этом году были представлены концертные мини-программы, посвящённые Довлету Келову и недавно умершему Семёну Кацу – одному из наиболее известных и любимых за пределами Киева авторов-киевлян, старшему другу и учителю не одного поколения киевских бардов.
    С этого года большинство фестивальных мероприятий, в отличие от прежних лет, было решено проводить в концертных залах Киева. Поэтому сменился акцент в названии Фестиваля. «Остров» – теперь конкретно символизирует единство свободных людей, обладающих высоким творческим и моральным духом в наше бурное, полное опасностей время… Гораздо больше появилось возможностей для работы творческих мастерских. При полной демократичности доступа к участию в фестивале, участники попадали на сцену только после серьёзного, требовательного и одновременно доброжелательного анализа заявленных песен и стихов. Для такой работы в отборочное жюри (творческие мастерские) были привлечены известные мастера Авторской Песни. Таким образом качественный уровень «Острова – 2009» обеспечили Тимур Бобровский, Александр Король, Сергей Лёвин, Инна Труфанова, поэт и прозаик Сергей Черепанов… Руководил работой мастерских, а затем блистательно составил и был одним из тех, кто вёл концертные программы – Николай Чернявский.
    Организацией фестиваля «Остров» занималась группа независимых личностей – единомышленников и коллег. В состав оргкомитета в этом году вошли Я.Антонюк (учёный-кибернетик, автор-исполнитель), О.Бобровицкий (предприниматель), И.Витковский (сотрудник ШДЭИ, автор-исполнитель), С.Лёвин (начальник группы по связям с общественностью Военного института КНУ им. Т.Шевченко, автор-исполнитель), Г.Макаренко-Дергунова (сотрудница ШДЭИ, организатор фестиваля «Зимові джазові зустрічі»), А.Масальская (музыкант-педагог), Г.Рубанский (ученик ШДЭИ), А.Таланцев (представитель киевского Клуба Авторской Песни «Дом»), И.Труфанова (автор-исполнитель, радиожурналист), Н.Чернявский (автор-исполнитель, руководитель, сценарист и участник многих резонансных песенных проектов, кандидат технических наук)… Возглавил оргкомитет П.Полтарев – музыковед, Советник Министра культуры по вопросам джазовой, популярной и рок-музыки, директор ШДЭИ.
    При своей независимости и готовности ради этого и впредь обходиться скромными средствами, фестиваль «Остров» является открытым для предложений о сотрудничестве с частными лицами и государственными структурами, если они также являются искренними, конструктивными, справедливыми для всех участников проектов и свободными от конъюнктуры.
    В разные годы организационную и иную поддержку нашему форуму оказывали наряду с отдельными частными лицами Военный институт Киевского национального университета им. Т.Шевченко, Голосеевская в г.Киеве Госадминистрация, Центральная Библиотечная Система Голосеевского р-на, Дом Технического и Культурного Творчества Молодёжи «Печерск», клубы Авторской Песни «Арсенал» и «Дом», творческие объединения Экспериментальный Театр Авторской Песни ЭТАП и Литературно-музыкальный Салон в г.Киеве, киевский Дом Актёра, различные масс-медиа, Школа Джазового и Эстрадного Искусств…
    NB! Единственная в Украине Школа Джазового и Эстрадного Искусств, в которой и раньше проводились концертные мероприятия в жанре Авторской Песни, определяет Музыкально-поэтическое искусство (лично мне больше нравится такое определение), как одно из профильных для этого учреждения культуры и с 2009 года становится базовой для фестиваля «Остров» – также единственного в своём роде столичного форума, соединяющего в акустическом звучании авторскую поэзию и музыку.
    В этом контексте хочу процитировать слова о прошедшем фестивале педагога ШДЭИ Галины Макаренко-Дергуновой, которая приняла самое активное участие в работе оргкомитета:
    «Прежде всего, необходимо отметить важность проведения фестиваля Авторской Песни в стенах Школы Джазового и Эстрадного Искусств. Джазовая музыка имеет много граней соприкосновения с Авторской Песней, смысловое наполнение которой также базируется на спонтанных порывах души, взлётах мысли. А при их соприкосновении, творческом контакте оказывается, что есть чему и поучиться друг у друга, чтобы стать ещё ярче и богаче. Приятно было увидеть в зале столько одухотворённых лиц разного возраста – от учеников до убелённых сединой ветеранов киевского джаза Евгения Ерёменко (одного из лучших саксофонистов знаменитого джаз-оркестра «Дніпро»), Рудольфа Маринова (гитарист) – большого поклонника и даже исполнителя бардовских песен, который и сам тут же загорелся желанием что-нибудь такое спеть! Пришла на концерт и поэтесса Марина Свириденко, которая любит джаз и, как поэт, сотрудничала с одним из основоположников киевского джаза Евгением Дергуновым. Были и другие, знакомые по нашим зимним джазовым фестивалям люди, чьи лица были вновь взволнованны и увлечены потоком творчества. Считаю, что такие уникальные концерты важны для нашей школы, они имеют большое воспитательное значение и дополняют палитру наших мероприятий таким нужным духовным творчеством, расширяют географию наших творческих связей».
    О географии. За годы существования киевский международный фестиваль «Остров» принимал знаменитых гостей из многих городов Украины, ближнего и дальнего зарубежья (Белая Церковь, Винница, Гомель, Донецк, Запорожье, Калуга, Кременчуг, Луганск, Львов, Нюрнберг, Одесса, Сан-Франциско, Санкт-Петербург, Северодонецк, Симферополь, Черкассы и др.)
    На этот раз Почётными гостями были: Виктор Байрак (Воронеж) – бывший одессит, также известный ещё с советских времён по участию в «Клубе Знатоков» и телеигре «Что? Где? Когда?». Юрий Чайка (Харьков) – организатор знаменитого харьковского фестиваля ЭСХАР, который ещё называют «украинской Грушинкой», проводя аналогию со знаменитым бардфестивалем на Волге. Александр Иванов (Москва) – бывший калининградец и моряк-радиоинженер на рыболовецком и научном флотах во времена Союза; его песни, ставшие нынче классикой жанра, когда-то распространились по огромной стране прежде, чем их автор сошёл на берег и стал профессиональным артистом-исполнителем. Нужно отметить, что А.Иванов является одним из первых, работающих в джазовой манере авторов в нашем жанре, далеко расширяя стилистические границы Авторской Песни.
    В программе Пятого Международного Фестиваля Авторской Песни и Поэзии «Остров» было шесть основных мероприятий. Первое – пятидневка предварительного конкурсного отбора (творческих мастерских), куда приглашались все желающие – поэты, авторы и исполнители песен, относящие своё творчество к жанру АП, без возрастных и языковых ограничений. Главными критериями для отбора произведений были художественный уровень, содержание, базирующееся на принципах общечеловеческих моральных ценностей, исполнительское мастерство. Одной из основных задач мастерских считалась помощь начинающим авторам и исполнителям в творческом совершенствовании независимо от их готовности выйти на фестивальную сцену.
    В пятницу 15 мая на главной сцене ШДЭИ состоялся первый фестивальный концерт, в котором кроме Почётных гостей уже на равных участвовали те, кто прошли конкурсный отбор и члены отборочного жюри. Среди вторых хочется отметить самого юного участника фестиваля Сычевскую Дарину – ученицу ШДЭИ, впервые в жизни вынесшую на большую сцену своё поэтически-утончённое и жизнеутверждающее творчество, трио – Юлию Каталагину и Екатерину и Елену Симоновых с их качественным ансамблевым звучанием, сотрудников ШДЭИ Дорошенко Ольгу, Ивана и Татьяну Витковских с интересными композиторскими трактовками стихов, мудрую поэзию Елены Грицюк (Чернигов), а также мастерский уровень Ольги Артёменко, Елены Школьной, Олега Антипина…
    В этом же концерте высоко и трогательно прозвучала композиция, составленная из стихов и песен Довлета Келова в исполнении Николая Чернявского, Олега Рубанского, Валерия Вербицкого, Оксаны Дориченко и Татьяны Базилевской.
    О другом мероприятии фестиваля, которое состоялось в субботу днём, свидетельствует его непосредственный участник и главный организатор Сергей Лёвин:
    «Традиционное выступление наших Почетных гостей в Военном институте Киевского национального университета имени Тараса Шевченко стало яркой и запоминающейся страницей фестиваля.
    В этом году по приглашению начальника Военного института генерал-майора Виктора Балабина здесь выступали авторы и исполнители своих песен Александр Иванов (г. Москва), Виктор Байрак (г. Воронеж), Юрий Чайка (г. Харьков), а так же поэтесса Елена Грицюк (г. Чернигов). Учитывая специфику аудитории, доминирующей была военная тема. Благодарные слушатели получили то, ради чего пришли: от облаченных в неподражаемую эмоциональную окраску философских размышлений о дальних морских походах бывшего моряка Александра Иванова, тонких и лиричных поэтических отступлений Елены Грицюк, до коварных жуков Колорадо Юрия Чайки и вышитых на женских трусиках боевых танков Виктора Байрака. (Да уж, каких только образов нет в песнях вышеперечисленных моих товарищей! Примеч. О.Р.)
    Завершился концерт под бурные овации курсантов. Выступавшим вручили памятные подарки, а желающие сфотографировались на память».
    А в субботний вечер в Большом зале Школы Джазового и Эстрадного Искусств состоялся центральный концерт фестиваля «Остров – 2009». Называлась эта концертная программа «Человеческий голос» - по названию песни одного из участников. Это был в высоком смысле «самый мастеровой» и «уровневый» концерт, подобного которому, по свидетельству многих зрителей, в Киеве не было давно. Сначала зрителям была предложена композиция, посвящённая памяти Семёна Каца (в прозе Сергея Черепанова, песнях и стихах С.Каца в исполнении Т.Бобровского, О.Рубанского, Н.Чернявского). Затем, в продолжение идеи – сохранения памяти об ушедших и лучших традиций АП – выступавшие корифеи жанра пели песни любимых классиков и, конечно же, свои. В числе принявших участие в этом концерте – Александр Король, Дмитрий Долгов, Сергей Лёвин, Инна Труфанова, Валерий Вербицкий, Анатолий Лемыш, Владимир Новиков, исполнительский дуэт Ольга Артёменко – Екатерина Тетеря, Владимир Семёнов, Елена Рябинская, Виктор Байрак (Воронеж), Юрий Чайка (Харьков) – глубочайшая поэзия и великолепный собственный фортепианный аккомпанемент, Александр Иванов (Москва) – зал цепенел, заворожённый его голосом, джазовой гитарой и подачей, а затем взрывался бурей восторженных аплодисментов! (Впрочем, и других исполнителей публика не обидела.) И другие, и другие!..
    В воскресенье 17 мая по традиции состоялся выход участников фестиваля на природу. На ту самую поляну на Жуковом острове, где и прежде любил собирать своих друзей для творческого общения Довлет Келов и где проходили основные мероприятия первых фестивалей его имени. В рамках нынешнего фестиваля это мероприятие называлось «Пикник "Жуков остров”». Однако пикник оказался больше похож на маленький фестиваль в рамках большого: костёр плюс импровизированный концерт «Гитара по кругу», благо было кому слушать, читать и петь – во главе с хозяином мероприятия Алексеем Таланцевым.
    И завершился фестиваль «Остров» в родном «Арсенале» Довлета, в небольшом зале Клуба Авторской Песни, на той сцене, которую Довлет построил своими руками. Для нас пели на прощание Юра Чайка и Саша Иванов. И все чувствовали себя родными… Даже усталости не было. И не хотелось расходиться. Но были на руках билеты в Харьков и Москву, и фестиваль точно в срок ставил свою точку. Хорошую точку.
    Саша Иванов сказал мне на вокзале перед посадкой в московский поезд:
    «Знаешь, сейчас я чувствую такое… хорошее опустошение в душе после выступлений. Значит, всё в порядке, значит они (слушатели) – взяли!».
    А Юра Чайка написал уже из Харькова в письме:
    «Для меня поездка стала большим праздником, я и до сих пор не отошёл от массы положительных эмоций. Атмосфера, свидетелем которой я стал на прошедшем только что фестивале, радость от участия в общем деле, на которое вы подняли людей – все это настраивает на самые добрые эмоции и ожидания. По-моему, заложена традиция нового формата фестиваля и, судя по реакции на мероприятиях всех трёх дней, дело пойдёт и дальше. Отдельно отмечу, помимо высокого эмоционального уровня, ещё и высокий творческий уровень фестиваля, его концертной составляющей. Это – когда в памяти остаётся не только общение, но и сами новые для тебя песни (стихи). У меня это произошло».
    Признаюсь, были у фестиваля недостатки и проблемы. В чём-то они похожи везде. И дефицит средств, и человеческий фактор, и трудные мысли на следующий день… Организаторы меня поймут.
    Позже (это сейчас, когда я сижу перед монитором компьютера) позвонил мне из своей «вечной командировки» известный учёный в области угольной энергетики Коля Чернявский и, как теоретик жанра, и, как «надёжное золото» (помните? – у Высоцкого…), сказал чётко и ясно:
    «Фестиваль, на мой взгляд, удался. Перенос его в зал резко повысил планку качества. Музыкальная часть оказалась достойна сцены Школы Джазового и Эстрадного Искусств. Что касается части смысловой, то оказалось, что и мастерские, и конкурсная часть концерта, и гостевая, и концерты гостей, и мини-слёт на Жуковом острове, и заключительный концерт Почётных иногородних гостей воспринимались слушателями и самими участниками как единое целое, где, при всей разнице вкусов и взглядов, все оказались единомышленниками и смогли расслышать друг друга. Наверное, это то, чего всю жизнь стремился добиться Довлет».
    Вот и всё. Спасибо участникам и зрителям за искренность и сотворчество.
    До новых встреч на «Острове»!

    Олег Рубанский,
    Президент фестиваля «Остров».
    Киев, май 2009.
    Журнал «Джаз», № 3 (19), 2009г.
    Категория: Мои статьи | Добавил: Baton4 (20.12.2009)
    Просмотров: 782 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Copyright MyCorp © 2024



    Страница Олега Рубанского на Bards.ru

    Олег Рубанский на www.bards.name - песни Олега Рубанского на Bards.name (клуб АП "Арсенал")

    - персональная страница О. Рубанского на сайте POEZIA.ORG

    Олег Рубанский в Интернет-проекте "Киевский календарь"

    Страница О.Рубанского на сайте http://www.stihophone.ru/ (записи в mp3)

    http://www.fiesta-club.net/ - Спектакли и концерты авторской песни в Киеве. Проект С.Рубчинского

    Юрий Востров

    Татьяна Рубанская – официальный сайт исполнителя авторской песни

    Страница памяти поэта

    Александра Шаргородского

    (1947 - 2004)


    Довлет Келов - Сайт памяти Довлета Келова (1955 - 2004)