Актуальна ли авторская песни для современной молодежи? Или бард с гитарой – «гость из прошлого»? Чувствует ли эти песни и стихи, может ли так писать и так петь новое, «компьютерное» поколение украинцев?
Мы живем в эпоху, когда высокому искусству трудно «пробраться» и в радиоэфиры, и в дружеские беседы. В коридорах общежитий и на скамейках около парадных поют рок, поп-музыку, шансон… К «другим» песням привыкают разве что те, кто родился в семье поэтической, музыкальной или хотя бы интеллигентной. Лично меня (в возрасте лет одиннадцати) папа «подловил», когда я подпевала популярной песенке. Вдруг он попросил с выражением прочитать ему текст. «Это – не поэзия. Здесь нет смысла, нет рифмы, нет даже структуры», - объяснил папа, и в ответ прочитал текст одной из песен Булата Окуджавы. – «Понимаешь?» Я поняла.
Любви к авторской песне и сегодня все возрасты покорны. При этом, с «поэтической» семьей повезло далеко не всем молодым людям, которые сами пишут и исполняют песни. Многим из них раскрыться и выйти на собственный путь в творчестве помогают педагоги авторской песни, руководители кружков и детских клубов, организаторы встреч и фестивалей. И, возможно, именно таким детям – сторонникам светлых мыслей, качественных стихов и тихой задушевной гитары – более, чем другим, необходимо общаться с единомышленниками, обмениваться опытом, советоваться с опытными наставниками.
II Всеукраинский детско-юношеский фестиваль-мастерская авторской песни «Солнечный зайчик» прошел 17-19 декабря в Запорожском городском Дворце детского и юношеского творчества (ГДДиЮТ). Гостями и учениками на фестивале стали юные барды из разных городов Украины, которые занимаются этим видом творчества в кружках, клубах, студиях или самостоятельно. Возраст участников – от 6 до 21 года. Признанные педагоги из Украины и России в течение трех дней проводили учебные занятия по авторской песни, гитарному аккомпанементу, вокалу, поэзии, актерскому мастерству, истории и теории авторской песни. Проводились даже мастер-классы по исполнительскому дыханию, а также микрофонный практикум.
Организаторы фестиваля-мастерской «Солнечный зайчик» уже второй год подряд создают традиции системного образования для юных украинских авторов-исполнителей. Также мастерские собирают под одной крышей украинских и зарубежных педагогов авторской песни. Художественный руководитель фестиваля Елена Алексеева – сама известный исполнитель авторской песни, основатель Театра поэтической песни в Запорожье, член Национального союза театральных деятелей Украины – убеждена: юным талантам в современных условиях непросто вырасти в полноценных авторов-исполнителей. Качественная система образования здесь жизненно необходима, утверждает педагог из Запорожья.
- Пo моему мнению, ситуация с авторской песней в Украине сегодня выглядит так: если мы не начнем воспитывать новое поколение в русле высоких общечеловеческих ценностей, качественной поэзии и музыки, то очень скоро некому будет этим заниматься. Нынешняя государственная политика иногда этому процессу способствует, но и часто мешает. Например, долгие годы остается неоднозначной ситуация с двуязычием. Результат – современные дети толком не знают ни одного из языков. Или же официальное внедрение и всеобщее преобладание «попсы» на всех уровнях: от государственных торжественных концертов до школьных конкурсов и фестивалей… Поэтому для нас сейчас главное – не понижать планку в работе с молодежью. Как только понижаем планку – получаем оболтусов…
- По каким принципам строится работа с талантливыми детьми на фестивале авторской песни в Запорожье? Какие методики применяются?
- Мы работаем с воспитанниками от 6 до 21 года. И эти рамки были определены не случайно. Как показывает опыт, именно к участникам этой возрастной категории на взрослых фестивалях далеко не всегда применяют правильный подход. С одной стороны, если на фестиваль попадает совсем юный талант – ему обязательно дадут поощрительный приз, «перехвалят», но работать с ним никто не будет. С другой стороны, конкурсантов, которым от 15 до 21 года, уже воспринимают на одном уровне со взрослыми – но в то же время, им сложно конкурировать с более зрелыми участниками. На запорожском фестивале-мастерских мы сознательно отказались от конкурсной системы. Здесь основное – это обучение на мастер-классах. Как педагог, я считаю, что детям в таком возрасте и с такой подготовкой, которую мы имеем в Украине, вообще еще рано конкурировать даже между собой. Всем им нужно работать, развивать свои творческие способности под руководством опытных учителей. Если особенно выделять кого-нибудь из них – легко развивается «звездная болезнь» и непрофессиональное, некачественное отношение к творчеству. На нашем фестивале с молодежью никто не «сюсюкается», наоборот, дают серьезную нагрузку и ставят высокую планку. Особое внимание мы уделяем коллективам авторской песни. В таких группах – не «случайные» дети, а уже имеющие определенную базу знаний. Кроме того, вместе с группами учеников приезжают и их руководители, которые имеют возможность повысить свою квалификацию. Многие из них позже используют в своей работе методики, с которыми ознакомились на фестивале. В этом году в Запорожье собрались такие коллективы, как кружок туристической песни при Харьковском дворце детского и юношеского творчества (руководитель – Ирина Федорова), молодежная секция Клуба авторской песни «Булат» из города Сумы (руководитель – Татьяна Овчаренко), кружок авторской песни из города Энергодар Запорожской области (руководитель – Юрий Савченко). Запорожье представлял кружок авторской песни Запорожского Городского дворца детского и юношеского творчества, который я сама веду. Очень радует, что коллективы, которые к нам приезжают, начали получать финансовую помощь соответствующих организаций на местах. Но так происходит далеко не везде. Уже во второй раз из-за нехватки средств в Запорожье не может приехать прекрасный кружок (руководитель – Галина Бутенко) со Станции юных туристов города Кролевец (Сумская область). Хотя, существование такого коллектива в маленьком районном городке – уже само по себе чудо, которое заслуживает всесторонней поддержки местного руководства. Это далеко не полный список педагогов, поднимающих авторскую песню в Украине. В целом, хотелось бы донести информацию о наших мастерских до еще более широкого круга молодых авторов-исполнителей.
- Хоть фестиваль и проходит без конкурса, и все же – несколько участников были отмечены, кто-то запомнился больше или проявил себя ярче…
- Из около 40 участников фестиваля каждый – развитая личность и самобытный исполнитель. Согласно с условиями, каждый приехал с тремя песнями собственного сочинения или из репертуара других авторов, в том числе, обязательным было одно произведение из классики авторской песни. Что интересно: в первый вечер, в «круге знакомств», участники почти не показали высокий класс. Слушая, как каждый по очереди поет одну песню на выбор, я даже загрустила: общий уровень совсем не впечатлил. Если бы это было обычное фестивальное прослушивание – шансов попасть на конкурсную сцену не имел бы никто, разве что самые маленькие. Зато их возможности и таланты в полной мере проявились во время мастер-классов. Уже вечером второго дня участники «раскрылись» на глазах! Собственно, мы стали свидетелями того, как форма интенсивных занятий мобилизует все силы, проявляет скрытые возможности воспитанников. Нескольким из них мы даже предложили поучаствовать в концерте вместе с преподавателями и записаться в одной из двух передач областного телевидения «Нефальшивою струною…» (съемки прошли в конце фемстиваля при участии педагогов и учеников). Среди участников концерта мы отобрали трех молодых людей, которых собираемся рекомендовать для участия во Всероссийском детско-юношеском фестивале авторской песни «Зеленая карета», который проходит под патронатом Российской академии образования. На этом фестивале участников отбирают по присланным видеозаписям. Накануне к нам обратился оргкомитет «Зеленой кареты» и предложил отправить для конкурсного отбора кого-нибудь из юных представителей Украины. Таким образом, мы отошлем в Россию видео с выступлений двух исполнителей авторской песни из Харькова, Вероники Адаменко (15 лет) и Константина Стадника (15 лет), а также интересного автора песен из Запорожья Ольги Чикаловой (12 лет). Уже не впервые на нашем фестивале всех покорил артистизмом и шармом 8-летний исполнитель из Запорожья Михаил Равич. Песня Владимира Завгороднего «Солнечный зайчик» в его исполнении в прошлом году дала название нашему фестивалю. Этот ребенок занимается авторской песней с 5 лет, и, собственно, он стал первым, кого я с «правильного» возраста обучаю по собственной методике подготовки юных исполнителей. При условии добросовестной работы и сознательного отношения к занятиям он имеет все шансы стать в будущем ярким представителем нового поколения украинских бардов.
- Вы – преподаватель авторской песни с многолетним стажем. В чем вы видите уникальность этого необычного предмета? В чем заключаются такие занятия с одаренными детьми?
- Вообще, как можно увидеть из программы фестиваля, авторская песня – это комплекс разнообразных музыкально-поэтических и театрально-сценических дисциплин. Но не каждый из опытных авторов-исполнителей владеет ими сознательно: часто это происходит на интуитивном уровне. «Авторская песня – это театр одного актера, где партнером является зритель» - такая концепция была заложена в основу преподавания в Мастерской авторской песни при Российской академии театрального искусства (ГИТИС), которую я когда-то окончила. Именно из этого постулата мы исходим при выборе предметов для преподавания, конечно, с учетом специфики занятий авторской песней в детских коллективах. Главное не в том, чтобы научить виртуозно играть и петь, хотя, этому тоже уделяется должное внимание. Вокал, гитара – это только выразительные средства. Задача педагога в кружках авторской песни – донести до ребенка глубинную суть этого вида искусства, объяснить, зачем сочинять и исполнять песни. Такие занятия рано формируют у ребенка чувство прекрасного, развивают интеллект и память. Могу сказать, что ученики уже с 6 лет способны разобраться в тонкостях и особенностях авторской песни, понять и с удовольствием обсудить содержание того, о чем поют. Но самое главное – это найти и раскрыть внутреннюю свободу ребенка, дать понимание уникальности своего «я» и «я» других людей. Проникая в содержание песни и его творческое воплощение, ребенок усваивает чей-то эмоциональный опыт как собственный, то есть, имеет возможность духовного роста. Значительную роль здесь играет и содействие родителей: их помощь, контроль работы ребенка дома, поддержка и поощрение.
- Вы неоднократно преподавали авторскую песню на детских фестивалях в России. Как это дело поставлено там? Какой российский опыт вы заимствовали при организации фестиваля в Запорожье?
- В России существует более развитая система преподавания с крепкими традициями. В одной только Москве действуют несколько десятков кружков авторской песни, более того – регулярно проходят конкурсы и смотры коллективов. Каждое лето в городе Сергиев Посад проходит детско-юношеская школа авторской песни, куда приезжают дети из всей России и других стран СНГ. В этом году я работала там как преподаватель. Школа продолжается две недели и проходит в форме палаточного лагеря. От коллективов приезжают не 5 представителей, как у нас, группы могут достигать 20 человек. На учебных занятиях преподается до 15 предметов: только по гитаре работают три педагога (классическая гитара, джазовая гитара, гитарная импровизация). На запорожский фестиваль мы регулярно приглашаем преподавателей из России, что значительно поднимает уровень мастер-классов. Среди наших ведущих: Светлана Цивкина – руководитель Сергиев-Посадского детско-юношеского Центра авторской песни, Александр Костромин – художественный руководитель Московского Центра авторской песни и многолетний аккомпаниатор классика Александра Городницкого. В этом году к нам также присоединился Михаил Гантман – актер и режиссер-педагог московского театра-студии авторской песни «Собеседник».
- Как видно из типичных украинских реалий, работа даже лучших педагогов и талантливейших учеников часто усложняется финансовыми проблемами, нехваткой государственной поддержки. Насколько остро чувствуются эти проблемы при организации запорожского фестиваля, и как удается с ними справляться?
- Официально наш фестиваль-мастерская проходит при поддержке Министерства образования Украины и под патронатом Государственного центра внешкольного образования. Фестиваль имеет статус Всеукраинского. Более того, благодаря проведенной нами работе, в этих государственных структурах были пересмотрены взгляды на авторскую песню вообще. Раньше под авторской песней понимали любые собственные произведения, в том числе, в жанрах рок, поп или реп… Нам удалось расставить все точки над «i» и убедить государственных чиновников в том, что традиционное искусство авторской песни следует рассматривать отдельно. Но с другой стороны, к сожалению, государственный статус не всегда предполагает государственное финансирование. Прошлогодний фестиваль был проведен полностью за счет частных средств, собранных нашими друзьями и знакомыми. На нынешний фестиваль у городском бюджете также не были заложены средства. И все же, благодаря поддержке неравнодушных представителей власти Запорожья, Городское управление образования и науки нашло возможность выделить небольшие внебюджетные средства буквально накануне фестиваля. Эти средства и средства друзей Театра поэтической песни, которые уже много лет поддерживают наши проекты, и стали основой финансирования. Что касается фестиваля 2011 года, мы уже провели работу на высшем уровне, чтобы бюджетное финансирование было предусмотрено. Также нам очень помогли Запорожский благотворительный фонд "Єдність" за майбутнє" и Фонд памяти Федора Муравченко. Большая заслуга в проведении фестиваля принадлежит ГДДиЮТ: разработка и рассылка документации, предоставление учебных аудиторий, организация питания участников и много других вопросов были решены с помощью директора Дворца Николая Ивановича Кути и его заместителя Светланы Валентиновны Горловой. Аппаратуру фестивалю предоставил запорожский Театр поэтической песни, а над звуком работал музыкальны руководитель театра Жан Селезенев. Свое мастерство продемонстрировали также актеры Театра, неоднократные победители международных и всеукраинских бардовских и театральных фестивалей.
Своими впечатлениями от пребывания на фестивале-мастерских в Запорожье поделился один из ведучих мастер-классов – автор-исполнитель, музикант и педагог из Киева Олег Рубанский. На фестивале он провел занятия по дисциплинам «Авторская песня» и «Исполнительское дыхание». Кроме того, учасники прослушали его захватывающую лекцию-концерт о жизни и творчестве одного из основоположников авторской песни – Александра Вертинского. Как знаток наследия выдающегося шансонье и исполнитель его песен, Олег Рубанский также снялся во второй телепередаче «Нефальшивою струною…»
Гость из Киева признался, что нечасто употребляет слова «бард», «бардовская песня», предпочитая понятия «музыкально-поэтическое творчество», или «музыкально-поэтическое искусство». И это искусство, считает Олег Рубанский, в сегодняшней Украине несправедливо недооценивается как на общественном уровне, так и на уровне государственной системы образования и культуры, хотя, такие занятия имеют огромное значение для развития современной личности.
- Ехал на фестиваль с предчувствием сильной загрузки и большой ответственности. Программа была предусмотрена насыщенная, интенсивная, не оставалось свободной минуты ни у педагогов, ни у учеников. Казалось бы, такие объемы информации будет трудно выдержать, особенно детям. Однако, приятно удивило то, что участники были абсолютно настроены на работу и достижение результата. На фестивале все время царила атмосфера доброжелательности, сотворчества и взаимного творческого обогащения, а доверие между преподавателями и учениками установилось уже с первых занятий. Ученики, приехавшие из Харькова, Сум, Запорожья и других городов, оказались талантливыми, мотивированными, и уже имели собственные наработки. Каждый из них приехал с конкретной целью: взять для себя максимум полезного. Программа была продумана очень профессионально, с учетом всех особенностей детского внимания. Чередовались разные виды занятий: например, после теоретической лекции, где нужно только слушать, - актерское мастерство, где можно «размяться».
- Как вы оцениваете уровень преподавания?
- Педагогический состав был удачен. На многих других фестивалях авторской песни применяют в целом непродуктивный подход к приглашению ведущих творческих мастерских. Как правило, это, в первую очередь, авторы-исполнители с «громким» именем, которые по вкусу организаторам. А между тем, работа в творческой мастерской – это работа педагогическая и требует, кроме собственных творческих достижений, еще и талантов Учителя. Авторская песня – синкретический жанр, в котором объединяются художественное слово, музыка, сценическое мастерство, владение инструментом, стилистическое разнообразие. Каждый из этих компонентов требует отдельного профессионального рассмотрения. На запорожском фестивале-мастерских этот фактор был полностью учтен. Люди, которые преподавали здесь серьезные творческие дисциплины, много лет работают именно в этом направлении, имеют собственные достижения и методические разработки. Среди них отличник народного образования, режиссер, преподаватель актерского мастерства, киевлянка Елена Гаджилова, председатель Запорожского областного отделения Всеукраинского творческого союза «Конгресс литераторов Украины» Светлана Скорик, лауреат Высшей театральной награды Приднепровья «Сичеславна», актер, преподаватель сценического движения Евгений Дзыга и другие. Всех нас собрала и объединила художественный руководитель запорожского фестиваля-мастерских Елена Алексеева. Я знаю ее много лет – и как опытного педагога авторской песни (с 1993 года работает с молодежью), а также как человека чрезвычайно ответственного, человека труда. Сказать честно – я сам без сомнений отдал этим людям на обучение своего 15-летнего сына Глеба Рубанского. Он приехал вместе со мной как участник мастерских, а также как пианист-аккомпаниатор и исполнитель партии флейты в песенных аранжировках.
- В чем, по вашему мнению, особенность современного «подростающего поколения» бардов? Вообще, меняется ли суть авторской песни в интерпретации нового поколения?
- Значение музыкально-поэтического искусства для молодого человека трудно переоценить. Это не только творчество и воспитание вкуса, но и ориентация на высшие человеческие ценности. Как учитель с более, чем 20-летним стажем, могу сказать: современные дети растут в перегруженном информационном поле, в не очень благоприятной культурной среде. И когда они приходят в авторскую песню, они несут с собой стереотипы и клише той среды. Но со временем они знакомятся с лучшими образцами творчества самобытных авторов – и становится очевидно,Ю где вечное, а где моментальное. Ребенок – это все-таки незамутненная душа. Дети интуитивно чувствуют, где правда, а где ложь. Только нужно помочь им, показать направление – где эта правда… Правильная методическая организация работы и педагогический подход здесь важны, как нигде. За три дня фестиваля я заметил не только творческий, а и личностный рост участников. Видно, что дети, которые приехали с определенным хаосом в головах, с сомнительными ценностями современности, смогли упорядочить свой кругозор, переориентироваться на нормальные человеческие категории. Это и есть то, что несет людям авторская песня: зерна добра, любви к ближним, понятия о правде. И это – та цель, ради которой работают вообще в Украине учебные заведения, часто – декларативно и редко – удачно. К сожалению, уникальность авторской песни понимают далеко не все люди, от которых зависит качество украинского образования. А в целом, я бы не сказал, что сама суть авторской песни в новом поколении меняется. Именно потому что основные человеческие ценности вечны – для всех времен, поколений и эпох. Хотя, жанр постоянно обогащается новыми стилями, формами, открытиями, багажом знаний… Но ниточка, связующая классиков и новое поколение, не рвется.
|