Статья Николая Чернявского на Фестивально-концертном портале "Авторская песня" (http://festivali.org.ua)
а попса – когда плохому хорошо."
(народное)
…Жил-был в Киеве простой инженер Довлет Келов. Одаренный, как многие простые советские инженеры, музыкальностью, поэтическим чутьем, а главное – душевной неуспокоенностью.
…Живу столетие назад –
Во сне ли, наяву…
Живу…
Столетие…
Назад…
Столетие живу…
Дышу.
В зарю впиваюсь ртом,
Горячим жадным ртом.
Пишу.
О прошлом, на потом.
Но в прошлом…
И – потом…
Потом,
Когда сто лет назад
Прочтут, почтут, простят.
Потом,
Когда глаза не жгут,
Когда поэт распят…
В 90-е такие уходили в рок-движение. В 70-80-е – в авторскую песню. Она как раз тогда была на переломе: из кухонных междусобойчиков рефлексирующей интеллигенции превращалась в мощное социальное явление, расширяя жанровые границы. Сергей Никитин и Александр Дольский своей новой музыкой ломали устоявшиеся представления о «самодеятельной песне», о «трех аккордах на расстроенной гитаре». Виктор Луферов бесстрашно сплавлял воедино автор-скую песню и фолк-рок, Владимир Бережков находил новаторское музыкальное прочтение стихам молодых гениев «новой волны», Александр Мирзаян привносил в авторскую песню джазовые гармонии и ритмы посвящениями Дизи Гиллеспи и Элле Фитцджеральд, Елена Камбурова превращала песни в моноспектакли, рождались первые мюзиклы Юлия Кима и Владимира Дашкевича. Еще были живы и не сказали последнего, своего самого главного слова, Владимир Высоцкий, Булат Окуджава, Юрий Визбор… В этом явлении оказались важными и необходимыми все участники, независимо от масштаба: и получившие признание «звезды», и скромные провинциальные подвижники.
Довлет, начав как автор негромких, но чрезвычайно интересных по стихам и музыке песен, постепенно и незаметно стал одним из лидеров киевского песенного клуба «Арсенал», зачинателем постоянно действующего концертного клубного подвальчика, организатором четырех (2001-2004) Всеукраинских фестивалей авторской песни. Он много работал с песенной молодежью… да что значит – работал? – он просто был неравнодушен и внимателен к их творче-ским попыткам, молодые тянулись к нему и в клубе, и на Жуковом острове, где он собирал неформальные весенние слеты. И когда у него неожиданно и нелепо отказало сердце, как-то сами собой эти слеты переросли в фестивали его памяти.
Все это дела прошлые. А в настоящем – живет и преподает флейту в киевской Школе джазового и эстрадного искусств (ШДЭИ) Олег Рубанский. Тоже, надо сказать, скромно живет. Не все даже коллеги знают, что Олег – блестящий гитарист, лауреат и почетный гость многих украинских и зарубежных фестивалей авторской песни, автор и исполнитель моноспектаклей по творчеству Вертинского, Окуджавы, Высоцкого, объездил с авторскими гастролями Украину, Россию, Германию, вот уже 18 лет ведет литературно-музыкальный салон, объединяющий музыкальные, песенные и поэтические жанры. Считая себя младшим другом Довлета Келова, Олег собрал его рукописи и подготовил к изданию два сборника. А в прошлом году сделал смелый эксперимент – перенес фестивали памяти Довлета с Жукова острова в зал ШДЭИ. Ведь авторская песня – это, как и джаз, не «когда плохому человеку хорошо», не жвачка для бездумного потребления, а живое со-творчество, «штучное производство». Многое роднит авторскую песню с джазом: важность личности на сцене, импровизация, осмыс-ленность музыкальных решений. Поэтому закономерно, что идею Олега поддержали неравнодушные педагоги Галина Макаренко-Дергунова, Амалия Масальская, шеф-редактор журнала «Джаз» Валерий Титаренко, известный музы-ковед, директор ШДЭИ Петр Полтарев. Об этом – статья в журнале «Джаз» № 3 (19), 2009 г.
Нынешний фестиваль, сохранивший название «Остров», - шестой по счету и второй в зале ШДЭИ. Для зрителей он прошел с 14 по 16 мая, но еще с апреля работали творческие мастерские для участников. Это одна из особенностей фестиваля: будучи некоммерческим, непризовым, он привлекает участников прежде всего глубоко профессиональным и доброжелательным анализом их творчества на мастерских, и наградой становится сам выход на сцену в равном ряду с почетными гостями фестиваля и мастерами. Работали с участниками в этом году такие мастера, как замечательные авторы и исполнители Дмитрий Долгов, Владимир Новиков, Инна Труфанова, Тимур Бобровский, Елена Рябинская, писатель и член редколлегии журнала «Радуга» Сергей Черепанов, пред-седатель песенного клуба «Арсенал» Александр Король, президент поэтическо-го фестиваля «Каштановый дом» Андрей Грязов и другие. Автору этих заметок пришлось руководить работой мастерских, и параллельно – работать с заявками участников из других городов. Это – одно из самых серьезных новшеств нынешнего фестиваля: стихи и песни приходили по электронной почте из Одессы и Винницы, Луганска и Москвы, Запорожья и Житомира…
Из 17 киевских и 13 иногородних заявлявшихся строгие мастера выпустили на сцену ШДЭИ в первом отделении пятничного концерта 16 участников, их выcтупление оказалось очень плотным, разнообразным, ярким. Нужно бы сказать доброе слово о каждом, но рамки статьи ограничены, поэтому здесь – лишь о самых запомнившихся. Для меня таковыми оказались одесский поэт и блестя-щий чтец Валентин Стопников, глубокий и чрезвычайно музыкальный автор и исполнитель из Запорожья Жан Селезенев, приехавшая из Житомира "поющий организатор" чудесного фестиваля Ми-Си-Соль в Денишах Ира Шахрай, недавняя винничанка - бывшая киевлянка Оксана Дориченко с пронзительной песней на стихи Довлета Келова памяти Марины Цветаевой; киевляне – Юрий Дмитренко с горькой песней о девальвации памяти великой Победы, Евгения Зенюк с совершенно необычным решением традиционной украинскоязычной песенной темы ушедшей любви, «воробушек» Леся Рой, которой, кажется, в песне подвластны любые жанры, темы, музыкальные направления, пронзительность и надлом в голосе которой побуждает вспомнить о другом воробушке - Пиаф… И, конечно же, самые юные участники – Глеб Рубанский и Оля Вознюк, тронувшие сердца слушателей песнями еще одного нашего ушедшего друга, замечательного киевского автора Семена Каца.
…С тучки на тучку – шире шаг,
Очень легко и весело.
Самое главное – не потерять
Сказку и равновесие…
С тучки на тучку – шире шаг! -
И не нужна тут смелость –
Нужно просто лежать и смотреть
В небо иссиня-белое,
Синее.
Белое.
Небо…
Вообще говоря, фестивали чьей-то памяти – вещь неоднозначная. С одной стороны, они рискуют превратиться в «мероприятия». С другой – скатиться в некую панихидность, а поскольку возраст явления авторской песни уже за полвека, то тем, кто не забывает о ее истоках, грозит непрерывный пантеон: январь – памяти Высоцкого, февраль – памяти Башлачева, март – памяти Луферова… Но ведь люди живут, пока жива память о них. И мне кажется, что фестиваль под-держивает эту память не скорбным выражением лица, а совсем другим: продолжением дела и продлением живого звучания.
Семен Кац вошел в авторскую песню в начале 70-х, уже взрослым человеком и сложившимся автором. За те 20 лет, что он отдал киевскому клубу, было многое: и приз за лучшие песенные стихи Грушинского фестиваля, полученный из рук Юрия Визбора, и разгоны клубов, и обвинения комсомольской газеты в «пении под дудку ЦРУ и ФБР», особенно болезненные для инженера режимно-го Киевского радиозавода, и чернобыльские концерты в то время, когда те самые обвинители из Киева панически бежали…
…Я не мщу им продуманной местью, как граф Монте-Кристо,
За бессонные длинные ночи и чёрные дни.
Но вода оставалась прозрачной и чистой,
Когда косточки перемывали мои…
Не спиной к ним, а пятясь оставили мы поле брани.
И дышать тяжело, и горячие мышцы дрожат.
Мы, прижавшись, сидим, зализав свои раны.
Вот и ветер уже зализал этот ржавый закат…
Этот мужественный, веселый, удивительно добрый человек не сломался, только здоровье начало барахлить. Переезд в Германию и срочная операция на сердце продлили ему жизнь на 16 лет, за которые он успел немало: организовать песенный клуб в Касселе и два ежегодных фестиваля, – Фульда и Бильштайн, – которые заняли место в ряду самых заметных германских песенных фестивалей и которые нынче продолжают его дети. Но главное, что он естественно, без на-думанной ностальгии, продолжал ощущать себя киевлянином, приезжал в гости, - точнее, домой, - собирал вокруг себя друзей… На его концертах в Киеве, бывало, слушатели, не поместившиеся в зал, толпились у окон. Семену удалось разорвать замкнутый круг зарубежных гастролей московско-питерских звезд авторской песни: благодаря ему в Германии узнали Владимира Каденко, Игоря Жука, Владимира Семенова, Владимира Завгороднего и других замечательных украинских авторов. После его ухода родные учредили премию за исполнение песен Семена Каца, которые действительно достойны долгой и светлой жизни, - приглашение на апрельский фестиваль песни в древнем замке Бильштайн с оплатой проезда и проживания. Лауреатами 2009-го стали киевляне – Елена Рябинская, Тимур Бобровский, Николай Чернявский, Олег Рубанский. А 2010-го – запорожцы Елена Алексеева и Жан Селезенев. В завершение второго отделения пятницы Лена и Жан показали блок-диалог из песен и стихов Семена, которые они по-новому прочли, записали на диск, исполняли в Запорожье и в Германии. И это, наверное, было самым закономерным финалом первого фестивального дня.
Среди почетных иногородних гостей фестиваля запорожцы, которые приехали в составе театра авторской песни Елены Алексеевой, были, пожалуй, самыми яркими. Диапазон показанного ими на сцене был необычайно широк: от песен-раздумий Каца и глубокой лирики Окуджавы – до искрометных фрагментов из мюзиклов Никитина, Берковского, Иващенко и Васильева, с двумя гитарами и контрабасом. Яркими, но не единственными. В этом году Олег Рубанский пригласил в качестве почетных гостей Сергея Галушкина (Тирасполь), Наталью Барабанщикову (Кишинев), Александра Цилькера (Одинцово, Подмосковье). Поэтическая основа их выступлений была равно сильна, а музыкальные решения разнообразны: традиционная авторская песня, романс под рояль, ненавязчивый блюз… На концерте в пятницу гости как бы представили визитки, по которым все заинтересовавшиеся пришли на их мастер-классы в субботу днем, - и, конечно же, не пожалели. А в первом отделении субботнего концерта Олег и Саша Цилькер реализовали свою давнюю задумку. Дело в том, что из каких бы городов ни приехали наши гости, все они оказались связаны с Запорожьем: кто – рождением, кто - предками, кто – своим первым концертом… Замечательно провел это отделение Дмитрий Долгов - лауреат фестивалей памяти Валерия Грушина и «Петербургского аккорда», сам бывший запорожец. Такой вот получился «фестиваль породненных городов».
Но какие бы ни были на фестивале замечательные гости, его дух сформировали именно киевляне. Выступившие в первый день Александр Король, Сергей Левин, Андрей Грязов, Инна Труфанова показали, что ведущие творческих мастерских не только другим, - прежде всего самим себе выставляют высокую планку в поэтическом и песенном творчестве. Пел Сергей Хоменко, продолжающий сейчас в клубе «Арсенал» начатые Довлетом Келовым концертные вечера и клубные встречи. Один из самых значимых киевских авторов 70-х Валерий Сергеев, правда, не пел, но украсил ведение концерта свежесочиненными поэтическими посвящениями каждому выступающему. А в субботнем концерте отделение киевлян вообще прошло на одном дыхании. Одна из самых глубоких исполнительниц на всем постсоветском пространстве Елена Рябинская… Блестящий профессионал в жанре авторской песни Владимир Новиков… Страстные, ярко-гражданственные и философски-лиричные Анатолий Лемыш и Ирина Карпинос… Актер Молодого театра и Киевского театра поэзии и песни, автор и исполнитель Борис Георгиевский… Игорь Жук, равно мощный и мудрый в своем русско- и украинскоязычном творчестве, один из тех, кто сегодня представляет лицо киевской авторской песни… Тимур Бобровский, которого кто-то знает как историка и археолога, а кто-то – как замечательного автора, совершенно новой гранью, созвучной 65-летию Победы, повернул в своей песне стихи Иосифа Бродского:
…Простите нас.
Мы до конца кипели,
и мир воспринимали,
как бруствер.
Сердца рвались,
метались и храпели,
как лошади,
попав под артобстрел.
...Скажите... там...
чтоб больше не будили.
Пускай ничто
не потревожит сны.
...Что из того,
что мы не победили,
что из того,
что не вернулись мы?..
Прямо здесь же, ближе к концу концерта, Митя Кац, приехавший с семьей специально для этого из Германии, вручил очередную премию имени Семена Каца исполнителю Валерию Вербицкому, который будет представлять Киев на Бильштайне-2011. Правда, год еще не закончен, а ежегодная премия включает не одну путевку… А закончил концертную программу в гостеприимном ШДЭИ - по праву друга Довлета и главного организатора фестиваля - Олег Рубанский:
…Мой брат – поэт! Что ж я тебе желаю? –
Быть не убитым, проходя по краю,
свободным быть и о свободе петь!
Чрез сотый крах всего – достичь паренья!
Чтоб неизбежным было вдохновенье!
Иных богатств пусть вовсе не иметь.
И, всё-таки, пройдя сквозь все невзгоды,
признать себя лишь зёрнышком природы,
и голос брата выслушать. Успеть...
Конечно же, это была не точка, - всего лишь многоточие. Потому что был еще воскресным вечером прощальный концерт гостей в том самом подвальчике клуба «Арсенал», а до того – традиционный выход на Жуков остров, к Довлетову кострищу, к дубу, под которым проходили творческие мастерские первых фестивалей. Лил дождь, и вышедший раньше «наследник» поляны Алеша Таланцев в полной уверенности, что никто не придет, собрался было уходить. Но люди пришли, и натянули тент, и развели костер, и помянули, и спели еще раз песни Довлета и Семена, и пустили гитару по кругу, где равными были и почетные гости, и рядовые участники, и мастера, и непрошедшие мастерские, и подошедшие к костру «на огонек души» такие же сумасшедшие, как мы, про-мокшие туристы. Залы – да, это важно, это уровень, - как верхушка айсберга. Но подводная часть явления «авторская песня», корни ее – здесь, у костра, куда надо выйти, пересилив себя, в дождь, переступив вечную суету, преодолев свое одиночество… Что помогал другим делать Довлет. Что помогает сегодня нам Олег Рубанский и организованный им фестиваль.
Спасибо фестивалю. Спасибо Довлету Келову и Семену Кацу, всем, кому дорога их память. Спасибо молодым, протаптывающим новые дорожки в нелегком образе жизни – авторской песне. Спасибо Школе джазового и эстрадного искусств за гостеприимство, доброжелательность и понимание глубинной родственности авторской песни и джаза. Давайте вместе делать, чтоб хорошим людям было хорошо, да? Спасибо Олегу Рубанскому и всем, кто ему помогал.
Спасибо… и до встречи через год!
30.05.2010
Текстовые документы по фестивалю (скачать):
Программа фестиваля "Остров-2010"
Материалы для пресс-релиза
Программа выступлений
6-й Фестиваль авторской песни и поэзии «Остров» имени Довлета Келова
Киев, 14 – 16 мая 2010 г.
Программа
Фестиваль современного акустического музыкально-поэтического искусства, истории киевской авторской песни и поэзии,
традиций творческого общения в концертных залах и на природе у костра.
Проводится ежегодно в середине мая.
Места проведения: 14, 15 мая с 18.00: ШКОЛА ДЖАЗОВОГО И ЭСТРАДНОГО ИСКУССТВ (ул. Челябинская, 7а) /там же 29 апреля, 10, 11, 12 мая с 18.30 – творческие мастерские, отбор участников/
16 мая с 12.00: Пикник «ЖУКОВ ОСТРОВ» - Жуков Остров, поляна над каналом
19.00: ДТКТМ «Печерск», КАП «Арсенал» (ул. Московская, 3)
Пятница, 14 мая, 18.00: ШКОЛА ДЖАЗОВОГО И ЭСТРАДНОГО ИСКУССТВ
(ул. Челябинская, 7а; ст. М «Левобережная»)
Открытие Фестиваля, концерт участников, прошедших
предварительный конкурсный отбор*, членов отборочного жюри
(творческих мастерских)**, иногородних Почётных гостей
Фестиваля…*** (Вход свободный)
Суббота, 15 мая, 17.00: ШКОЛА ДЖАЗОВОГО И ЭСТРАДНОГО ИСКУССТВ (ул. Челябинская, 7а)
Большая концертная программа с участием киевских мастеров
музыкально-поэтического искусства, иногородних Почётных гостей
Фестиваля… (Вход свободный)
Воскресенье, 16 мая, 12.00: «ЖУКОВ ОСТРОВ» - песенный пикник для всех желающих на Жуковом острове
Место: поляна над каналом, где традиционно собирал своих друзей для творческого общения на природе руководитель КАП «Арсенал» Довлет Келов и где проходили первые фестивали его имени. Ниже размещён план местности и маршрут движения к месту мероприятия. Кроме того, в 11.00 на конечной остановке маршрутного такси N412, массив Корчеватое, возле дамбы у Жукова острова состоится сбор всех желающих для коллективного похода к месту мероприятия.
Транспорт до Жукова острова:
1. Маршр. Такси №412 (пл. Л.Толстого – Красноармейская – ст. М «Лыбидская» – Московская пл. – пр.Науки – Корчеватое)
2. Маршр. Т. №193 (М «Выдубичи» - Корчеватое)
3. Маршр. Т. №193-Д (Ленинградская пл. – Березняки – мост Патона – Корчеватое)
4. Автобус №20 (М. «Лыбидская» – Корчеватое)
От дамбы Жукова острова до места - пеший маршрут по маркировке. Идти около 30 мин.
Воскресенье, 16 мая, 19.00: ДОМ ТЕХНИЧЕСКОГО И КУЛЬТУРНОГО ТВОРЧЕСТВА МОЛОДЁЖИ «ПЕЧЕРСК» (бывший ДК завода «Арсенал», ул. Московская, 3). В помещении КАП «АРСЕНАЛ»
Концерт иногородних Почётных гостей Фестиваля
(Вход: добровольный взнос)
В числе участников фестивальных концертов – известные поэты и авторы-исполнители песен из Киева и других городов: Е.Алексеева (г. Запорожье), Н.Барабанщикова (г. Кишинёв), Т.Бобровский, С.Галушкин (г. Тирасполь), А.Грязов, Д.Долгов, И.Жук, А.Король, С.Лёвин, В.Новиков, О.Рубанский, Е.Рябинская, В.Сергеев, И.Труфанова, С.Хоменко,
А.Цилькер (г. Москва), Н.Чернявский, С.Черепанов и другие…
* К участию в предварительном конкурсном отборе (творческих мастерских) приглашаются все желающие – поэты, авторы и исполнители песен, относящие своё творчество к жанру Авторской Песни – без возрастных и языковых ограничений. Главными критериями при отборе участников концертных программ являются художественный уровень произведений, содержание, основанное на общечеловеческих нравственных ценностях, исполнительское мастерство. Желающим принять участие в конкурсном отборе (творческих мастерских) предлагается представить на рассмотрение до 4х песен или 5ти стихотворений. Оргкомитет предлагает конкурсантам и другим участникам (предложение не является непременным условием для участия), в дополнение к своим конкурсным авторским или исполнительским программам, подготовить стихи и песни Д.Келова, С.Каца, других киевских авторов.
Одна из основных задач мастерских – помощь начинающим авторам и исполнителям в творческом совершенствовании, независимо от возможности выхода на фестивальную сцену.
Внимание! Предварительный конкурсный отбор (творческие мастерские) участников будет проходить 29 апреля, а также 10, 11, 12, мая с 18.30 час. по адресу: Ул. Челябинская, 7а; Школа Джазового и Эстрадного Искусств. Класс 19 (2й этаж, правое крыло). Ехать: ст. М «Левобережная»; массив «Левобережный». От метро - 10 мин. пешком или ехать две автобусные остановки до ост. «Поликлиника». А № 42, 87, 95, 108;
Маршр. № 503, 542, 599…
Возможно представить до 3х песен или 5ти стихотворений, выслав их до 1 мая на e-mail: mchernyavski@yandex.ru
/В проекте фестиваля «Остров – 2010» учреждены несколько специальных призов. В их числе:
-Приз от Bardschool Дмитрия Долгова – «За яркий дебют».
-Исполнительская премия имени Семёна Каца – «За высокий уровень исполнения песен Семёна Каца». Премия заключается в приглашении на всегерманский фестиваль авторской песни в замке «Bilstein» в качестве почётного гостя с оплатой проезда от места жительства в Украине или России и проживания в замке Бильштайн. Этот приз может быть присуждён любому участнику фестиваля «Остров». (Премия присуждается ежегодно исполнителям песен С.Каца. Может присуждаться поэтам, журналистам, авторам видеоклипов по песням С.Каца, а также за организаторскую и другую деятельность, связанную с популяризацией творчества С.Каца).
** Отборочное жюри (Творческие мастерские). Мастера:
Андрей Грязов, Дмитрий Долгов, Александр Король, Сергей Лёвин, Владимир Новиков, Инна Труфанова, Николай Чернявский (руководитель мастерских), Сергей Черепанов, ...
*** Иногородние Почётные гости Фестиваля:
Елена Алексеева (Запорожье, Украина), Наталья Барабанщикова (Кишинёв, Молдова), Сергей Галушкин (Тирасполь, Приднестровская респ.), Александр Цилькер (Москва, Россия)
Организаторы: Школа Джазового и Эстрадного Искусств, творческое объединение «Литературно-музыкальный Салон Олега Рубанского», Экспериментальный Театр Авторской Песни «ЭТАП», «Bardschool Дмитрия Долгова», КАП «Арсенал», КАП «Дом»
Информационная и организационная поддержка: Интернет-сайты http://www.rubanski.at.ua/; http://www.js.kiev.ua/; http://www.festivali.org.ua/; http://www.clubdom.org.ua/; журнал «Джаз», творческое объединение «Фестиваль – Зимові джазові зустрічі пам’яті Є.Дергунова» …
Оргкомитет Фестиваля: Ярослав Антонюк, Иван Витковский, Дмитрий Долгов, Александр Король, Сергей Лёвин, Галина Макаренко-Дергунова, Амалия Масальская, Глеб Рубанский, Алексей Таланцев,
Инна Труфанова, Сергей Хоменко, Николай Чернявский…
Председатель оргкомитета Пётр Полтарев – музыковед, Советник Министра культуры по вопросам джазовой, популярной и рок-музыки, директор ШДЭИ
Президент Фестиваля Олег Рубанский
Оргкомитет Фестиваля «Остров-2010» открыт для предложений о поддержке и сотрудничестве – с частными лицами и структурами, госучреждениями – при взаимной искренности, конструктивности, отсутствии конъюктуры и справедливом отношении ко всем участникам фестивальных проектов.
Телефоны для справок: (044) 517-61-88; 294-22-55; 562-02-52; +38-095-808-81-03
Cправки письменно: mchernyavski@yandex.ru; rubanski@ukr.net
Схема проезда к месту проведения фестиваля (Жуков остров):
Чтобы увеличить карту, наведите на неё курсор и нажмите кнопку "мышки"
В преддверии фестиваля «Остров – 2010»
«ПОЧЕМУ Ж ЭТИ ПТИЦЫ НА СЕВЕР ЛЕТЯТ?..»
Все года, и века, и эпохи подряд
Все стремится к теплу от морозов и вьюг,–
Почему ж эти птицы на север летят,
Если птицам положено – только на юг?...
(В.Высоцкий)
Так что же это за странные птицы, которые слетаются на свои острова счастья – фестивали авторской песни? Что же это за композиторы, поэты, певцы, которые праздным курортам и отелям предпочитают активный творческий отдых и общение – на природе или в дышащих теплом человеческих душ зрительных залах фестивалей авторской песни? И что такое – эти песни?.. Однозначного ответа вы не найдёте нигде. ЭТО НАДО УСЛЫШАТЬ! Только тогда, прочувствовав сердцем, кожей, нервом, можно понять эти песни и полюбить на всю жизнь, ибо, как в зеркале, в них отражается вся твоя душа.
Авторская песня расширила свои стилистические границы, вышла из узких рамок. Если раньше автору достаточно было знания нескольких гитарных аккордов, чтобы аккомпанировать стихам, то сейчас аккомпанемент усложняется и становится более выразительным, кроме традиционных стилей, например, активно применяются интонации фолка, рока, джаза, присутствуют элементы импровизации. Выросли требования к сценическому мастерству.
Часто требования при прохождении творческих мастерских к конкурсантам и их работам очень высоки, но они и оправданы. Во всяком случае, на нашем «Острове» отбор достаточно жесткий. На сцену выходят далеко не все.
НО, здесь никогда не оскорбят человеческого достоинства, хоть и назовут многие вещи своими именами. Главное – тебя услышат, поймут, дадут важные советы... Ведь авторская песня – это не просто желание выговориться. Это желание быть услышанным и понятым, стремление услышать и понять других.
А порой – это путь к себе. Авторская песня, как мне кажется, это та ниша, в которой ты – НАСТОЯЩИЙ, в которой ты – СВОБОДЕН, в которой ты не боишься быть искренним. И когда ты не лукавишь перед собой, что-то происходит и с душами окружающих, приоткрывается некая тайна, возникает доверительность. В реальной жизни этого так мало!
Основные мероприятия киевского Фестиваля авторской песни и поэзии «Остров-2010» имени Довлета Келова, который состоится 14 – 16 мая, будут проходить, как и в прошлом году, на сцене Школы Джазового и Эстрадного Искусств.
Несколько вопросов я задала президенту фестиваля, известному автору-исполнителю песен, поэту, музыканту, старшему преподавателю ШДЭИ Олегу Рубанскому.
- Олег, расскажи – каким в этот раз будет фестиваль «Остров» и кто занимается его подготовкой?
- Будет не менее интересным, чем в прошлом году. Мы стремимся показать жанр Авторской Песни на уровне высокого искусства, где, при первичности Слова и Содержания, пересекаются, синтезируются разные литературные и музыкальные направления – от негромких поэтических откровений, классических песенных форм до песен, исполняемых в джазовой манере или мощных энергетических потоков в стиле бард-рок… Организацией занимаются надёжные, проверенные временем подвижники: Ярослав Антонюк, Иван Витковский, Амалия Масальская, Галина Макаренко-Дергунова, Глеб Рубанский, Алексей Таланцев… В оргкомитет вошёл и ряд широко известных авторов нашего жанра – Дмитрий Долгов, Александр Король, Сергей Лёвин, Инна Труфанова, Николай Чернявский… Председатель оргкомитета – Пётр Полтарев – музыковед, Советник Министра культуры по вопросам джазовой, популярной и рок-музыки, директор ШДЭИ.
- Знаю, что запланирован целый ряд больших и малых фестивальных мероприятий. Когда и где состоятся основные концерты?
- 14 мая в пятницу с 18.00 в Большом зале Школы Джазового и Эстрадного Искусств (ул.Челябинская, 7а) начнётся первый фестивальный концерт при участии авторов-исполнителей, прошедших предварительный конкурсный отбор, а также членов отборочного жюри и иногородних Почётных гостей фестиваля. В субботу 15 мая там же с 17.00 – большая концертная программа с участием киевских мастеров музыкально-поэтического искусства и иногородних Почётных гостей. Запланирован и отдельный гостевой концерт, которым завершится фестиваль – в воскресенье 16 мая на сцене Клуба Авторской Песни «Арсенал» в Доме Технического и Культурного Творчества Молодёжи «Печерск» (ул.Московская, 3), начало в 19.00. Информацию о других, не менее интересных творческих мероприятиях Фестиваля АПП «Остров – 2010», а также ответы на все вопросы можно найти на сайтах: http://www.rubanski.at.ua; http://www.js.kiev.ua/
- Откуда на этот раз к нам приедут иногородние Почётные гости?
- Из Ганновера и Касселя, Запорожья, Кишинёва, Москвы и Тирасполя.
- И, наконец, каким бы ты хотел видеть фестиваль «Остров» в идеале, с какими сталкиваешься проблемами?
- Грех жаловаться... Наш фестиваль в самом культурном смысле элитарен, имеет высокий творческий уровень и не допускает банальной тусовки. Главные критерии – искусство и мастерство, помноженные на личностность, духовность и общечеловеческие нравственные ориентиры – без какой-либо конъюнктуры. Организаторы фестиваля – независимые личности, и организовывают фестиваль на собственные деньги. Но, на многие очень важные потребности их не хватает. Мы готовы принимать предложения о помощи и сотрудничестве от государственных структур и от частных лиц. Однако, важно, чтобы это были люди, разделяющие наши взгляды, единомышленники.
- Спасибо! Ждём – талантливых творцов, любимых старых и замечательных новых стихов и песен, благодарных слушателей, радости творческого подъёма, этого необыкновенного общения человеческих душ... Уверена, подобно тому, как живёт в памяти людей прошлый фестиваль, грядущий также запомнится яркой вехой в культурной жизни Киева и не затеряется в пространстве... Ждём – Шестой Фестиваль авторской песни и поэзии «Остров» имени Довлета Келова.
Инна Труфанова
Журнал «Джаз», № 2 (24), 2010
Николай Чернявский, на форуме фестивально-концертного портала "Авторская песня":
Исполнительская премия имени Семена Каца установлена в 2009 году его близкими. Премия присуждается ежегодно исполнителям песен Семена Каца. Премия может присуждаться поэтам, журналистам, авторам видеоклипов по песням Семена, а также за организаторскую и другую деятельность, связанную с популяризацией творчества Семена Каца.
Премия заключается в приглашении на фестиваль авторской песни в Бильштайне (апрель) в качестве почетного гостя. Премия включает проезд от места жительства в России или в Украине и проживание в замке Бильштайн.
Лауреаты премии 2009: О.Рубанский, Е.Рябинская, Т.Бобровский, Н.Чернявский (Киев)
Лауреаты премии 2010: Е.Алексеева, Ж.Селезенев (Запорожье)
Так вот, насчет премии - это совсем не шутка. Это ОЧЕНЬ круто. Мы попали туда ЗА концерт памяти Сени в Киеве в январе 2009 и ДЛЯ проведения концертов его песен в Касселе и в Бильштайне. Ясно, что большой концерт в Германии его памяти был и без нас. Но когда Света, Митя, Леночка посмотрели и поучастовали в том, что мы делали в Киеве, они остро почувствовали, что без взгляда ОТСЮДА, где ТО и ЭТО время еще слиты, восприятие много потеряет. И задача-минимум была выполнена именно так, как задумывали. Но это же Кацы, делать всегда больше минимума - у них фамильное! В той поездке нас передавали из рук в руки, из города в город, у Олега прошли сольник и концерт по Вертинскому, у нас с Тимуром - два спектакля памяти Бабьего Яра и один по Высоцкому, с Тимуром и Леной - два концерта, еще один - все вчетвером, не считая выступлений каждого в программе Бильштайна... Дюссельдорф, Вупперталь, Кассель, Вюрцбург, Нюрнберг, Франкфурт, Бильштайн...
И оказывается - мы нужны и там, в перекормленной звездными "чесами" Германии. Люди очень хорошо видят, где человек отрабатывает десятую программу подряд, а где выкладывается, что называется, как в последний раз. Возникают контакты не зрительские, а человеческие, они остаются надолго... Говоря "мы", понятно, имею в виду не только и не столько именно нас, сколько всю огромную "провинцию АП" за пределами Москвы и Питера...
Из моих германских заметок, 19.04.2009:
"…Пообнимались, договорились списываться и видеться... Все как обычно при расставании. Включая накопившийся жестокий недосып и предвкушение ожидающей нас кучи дел в Киеве.
Но по дороге я выяснил для себя одну деталь. Если вынести за скобки молодой Берлинский фестиваль, где попсы, говорят, бывает больше, чем АП, и выездные семейные лагеря - Хорватию, Испанию, Швейцарию, теперь Италию, - то получается, что основных фестивалей АП в Германии 5: Вупперталь, Ганновер, Мюнхен, Фульда и Бильштайн. Два последних создал, с помощью Мити Каца и Лени Директора, и много лет вдохновлял Сеня. Это много - 40%. Каждый из них в чем-то уникален: Вупперталь - жестким конкурсом, Ганновер – подготовленными программами клубов, Мюнхенский памяти Вити Шнейдера - стихо-песенными театрализованными программами. Фульда у Сени получилась самым домашним и демократичным фестивалем, а Бильштайн - самым творческим, имею в виду процесс совместного творчества, и достаточно глубоким, несмотря на кажущуюся "капустниковость". И киевлян - Каденко, Рубанского, нас с Тимуром, Жука, Семенова, теперь вот Лену Рябинскую - начал выдергивать в Германию именно Сеня. И все остальные германские фестивали и их организаторы так или иначе испытали на себе Сенино влияние, обаяние и ироничную мудрость. Так что обеим родинам он успел отдать себя с лихвой. Дай Бог, все им начатое будет продолжаться - и в Германии, и в Киеве.
Потому что есть кому и зачем продолжать."
То есть я не призываю все бросить и учить Сенины песни с нацеленностью на премию. Их бесполезно учить, до них надо дозреть. Я просто констатирую, что есть еще и такая грань его памяти, им оставленного света. А песни его просятся на голос сами, и взрослые, и детские...
Вячеслав Сергеев
Жуков остров. Памяти Довлета Келова
Ты куда направился, старик,
Бросив свой уют под одеялом? –
Видно, жить по барски не привык,
Раз живешь, довольствуяся малым.
Я, дружок, держу свой путь туда,
Где душа повенчана с рассветом.
Плачет там гитарная струна,
Вспоминая Келова Довлета.
Жуков остров мой сегодня дом.
Майский ливень? – он не помешает.
Что искал Довлет в краю чужом? –
То, что нас роднит, душой сближает.
Дым костра, гитара, жар строки,
Занавес открыт и свет потушен.
Полетела песня от реки –
До небес, чтоб и Довлет послушал.
Память сердца, помыслы добра,
Будто здесь и в каждом Божий вестник.
Уголек потухший у костра…
Только не смолкает эхо песни…
17 мая 2010г.
"Остров-2010": Видеозаписи фестивальных концертов